Автопутешествие по историческим местам Вятско-Полянского и Малмыжского районов

крп43История Предыдущая страница Следующая страница --------

Деревня Медовый ключ

Деревня просуществовала 100 лет, и на сегодняшний день нет ни одного объекта, который говорил бы о её существовании, кроме главного – самого ключа, который и дал название населённому пункту.

А было это, по словам старожилов, так. Во второй половине XIX века (приблизительно 1860г.) жители правобережья р. Вятки из деревни Каракули (что означает “Чёрное озеро”, т.к. на улицах постоянно было грязно, возили много камней, но после дождей они как – будто куда – то исчезали) в поисках плодородных земель отправились на левый берег. Дорогу от пристани, которую называли Каракульской, через лес, назвали Солдатовой дорогой, т.к. первый по ней прошёл солдат (его так и звали – солдат), который проходился родственником бабушки рассказчиц этой истории. Вокруг был густой смешанный лес, небо можно было увидеть только сквозь высокие вершины деревьев. На пути первопроходцев повстречался ключ, “выкипающий” из земли, а через него перевалено дерево с ульем пчёл. Вот здесь и решили создать поселение и назвать его Медовым Ключом (в народе его называли Медовой Ключ). Девяти летний дед рассказчиц, Глушков Гаврил Степанович со своим отцом Степаном Васильевичем, первыми из семейства переехали на новое место. Сюда же стали переезжать жители не только из д. Каракули, но и из Тоймы. В деревне появились три улицы, расположенных буквой “П”, в центре которой был ключ. Самая длинная из них называлась Каракульской, две другие – Тоймы.

Сначала жители вели частное хозяйство, строились из леса, который валили. Всего деревня насчитывала 96 дворов. Потом стали создаваться колхозы, их было два: Каракульский и Тойменский. После их объединения колхоз назвали “Восход”. Председателем был избран самый лучший мужчина в деревне – Жуков Михаил Петрович, он был коммунистом, не пьющим, была у него с женой одна дочь.

Сеяли рожь, овёс, ячмень, гречиху, лён, пшеницу, просо, вику, клевер, чечевицу. Занимались и животноводством: были фермы с крупным рогатым скотом, конный двор, свинарники, овчарня, в общем хозяйство большое. С личных хозяйств сборщики налогов, называемые агентами и назначаемые верхней властью, собирали почти под чистую. За несвоевременную сдачу налогов просто забирали скот, жить в колхозе было не сладко.

В деревне была школа, в которой учились с 1 по 4 классы; сельсовет, который позднее переехал в Коксинвай. Из – за большого количества жителей в Медовом Ключе даже хотели построить церковь, но здесь жили люди разных вероисповеданий – и мирские (православные) и староверы – у которых церквей не было, поэтому пока шёл спор, церковь была построена в Коксинвае, который стал центром района. От Медового Ключа до Коксинвая 4 версты (1 верста – 1,0668км).

Осенью, в Богородскую, 21 сентября, сюда ездили на ярмарку, на которой красавицей из овощей была репа! В близлежащую, 8км, деревню Тан ходили на Сабантуй, в ней жили татары. Севернее была, и есть сегодня, деревня Малая Шабанка, в ней живут марийцы, они так же учились в школе в Медовом Ключе.

Леса были богаты грибами и ягодами, собирали только белые грибы и грузди, ни лисички ни сыроежки за грибы не признавали. В лес ходили не далеко, т.к. у дальнего ложка встречались медведи.

Из д. Каракули жители обосновали и Преображенку и Глубокий Лог. С Каракульской пристани, которая сначала была представлена одним домом, в котором жил “стражник”, дорога постепенно шла в гору, названную Венцом, очень длинную, трудную для гружённых лошадей, так что ехавшие на телеге люди сходили с неё и шли пешком. По пути в новые деревни стоял ещё один дом в лесу, в котором жила “волчиха”, почему эту женщину так называли не помнят.

В центре деревни была маслобойка, масло делали из льна, за домами были овины, где молотили зерно. За деревней была не большая гора, где во время Гражданской войны был вырыт окоп, в котором прятались жители. Однажды “белые” подожгли улицу Каракульскую в восточной стороны, горело 8 домов, взрослые выносили из домов свой крестьянский инвентарь, домашнюю утварь, а дети прятались в этом окопе. Над деревней свистели пули, 1918 год, но кто воевал, какие дивизии, рассказчицы не помнят. 10 сентября 1931г. старшая из них уехала в Вятские Поляны, позднее уехали и младшие сёстры.

Дольше всех в деревне жили Чагина Мария Тимофеевна (раньше её звали Марьей Тиминой, отчество говорилось как современная фамилия) и Анна Прокофьевна (фамилии не помнят). Куда девались строения (дома, сараи, изгороди) не известно, но сегодня этой деревни нет, нет ни каких опознавательных знаков. Есть только ключ, который до сих пор “вскипает” из – под земли, да маленький деревянный навес, около него для пастухов, которые отдыхают у ключа, давшего название и жизнь деревне, приютивших русских людей на целое столетье.

Об истории д. Медовый Ключ рассказали бывшие её уроженки сестры Глушковы:

1.Саламатова Мария Ивановна (1914г.р., г. Вятские Поляны, 1 пер. Шорина, 12)

2.Чупракова Анна И вановна (1930г.р., г. Вятские Поляны, ул. Тургенева,9)

3.Узлова Евдокия Ивановна (1920г.р., пгт Красная Поляна, пер. Первомайский, 16)

Записала: Иосифиди Н.Г. Июль 2001г.

.
Hosted by uCoz